Продукция
Новости
%D %d %M %y года
Время %h:%m:%s
Время
Спецпредложение

Как родился АИС-1

Невыдуманная история,

как агрегат для исследования скважин, с почти птичьим именем АИС-1,

пробивал дорогу к нефтегазовым скважинам.

 

       В бытность существования СССР нефтегазовый комплекс использовал только механические лебедки для исследования скважин. Это были установки: ЛС-4, смонтированная на автомобиле-фургоне УАЗ-3741; ЛС-6, на шасси автомобиля ГАЗ-66; ЛСВ-6, смонтированная на шасси автогусеничного транспортера ГАЗ-71; а также установки азербайджанского производства АзИНМАШ-8А, АзИНМАШ-8В. И только в 1984 году, после неудачной первой попытки создать гидравлическую лебедку ЛСГ1-131 на базе ЗИЛ-131А, со второй попытки после рекомендаций межведомственной комиссии ВПО «Союзнефтемаша» на машиностроительном заводе имени Ю. Касимова ВПО «Союзнефтемаш» была создана гидравлическая лебедка ЛСГ-10А на базе КАМАЗа 4310 по документации, разработанной АзИНМАШем.

            Почти 10 лет эта «иностранная» лебедка доминировала на российских скважинах. Но гонять КАМАЗы и Уралы сначала в Азербайджан, а затем перегонять их на север   Тюменской области стало очень не рентабельно – срочно нужен был российский производитель. И в 1994 году им стал Тюменский Судостроительный завод, организовавший производство установки ЛС-6 на ГАЗ-66 и гидравлической лебедки ЛСГ-10А на базе Урала 4320 и 5557. Специалистам Тюменского завода времени хватило только на изменение кузова-фургона, конструкцию лебедки и компановку гидросистемы они оставили практически без изменений, не поменяв даже название самой лебедки, тоже ЛСГ-10А. Насос постоянной производительности НШ-100 на раме шасси, масляный бак гидросистемы между кузовом и кабиной, 5 дросселей управления и пятиступенчатая коробка передач для реверса и регулировки скоростей, односекционный кузов-фургон и несъемный барабан – все это говорило об устаревшей конструкции. Но высокий технологический  уровень производства Тюменского завода, при отсталой компановке и конструкции лебедки позволял производить ЛСГ-10А высокого качества. Тюменский Судостроительный завод стал основным поставщиком исследовательских лебедок для нефтегазовой отрасли. Но производителям российских вездеходов, Уралов и КАМАЗов была необходима сеть российских производителей спецтехники. Поэтому поиск новых производителей продолжался.

               Одним из них в 1995 году стал Челябинский Автомеханический Завод. После распада ВПО машиностроения СССР «ЧАМЗ» вошел в состав УралАЗа. Поэтому руководство УралАЗа, оценив технологический уровень завода «ЧАМЗ», тут же предложило на выбор каталог выпускаемой на тот момент спецтехники. Но «ЧАМЗу», оснащенному 57 автоматическими линиями по выпуску клапанов и толкателей, и участками станкостроения, на которых изготавливали на тот момент станки сварки трением и автоматические наплавочные установки, перепрофилировать свое производство на роспуски и лесовозы было нетехнологично и неэкономично. Поэтому весь 1994 год ушел на поиски компромиссных решений. Желание завода делать спецтехнику было, но не могли решить с чего начать. Все изменилось, когда УралАЗ в январе 1995 года получил документацию агрегата для исследования скважин АИС-1 от Уфимского института СПКТБ Нефтегазмаша. Станки и гидравлические лебедки – это был уже один технологический уровень, поэтому договор о производстве и реализации агрегатов был подписан в 1 квартале 1995 года. Согласно договора,  ЧАМЗ производил навесное оборудование АИС-1 и получал от УралАЗа два шасси: одно для нужд и реализаций агрегатов ЧАМЗа, а второе, со смонтированным навесным оборудованием агрегата АИС-1, передавалось УралАЗу в счет оплаты за шасси. При этом цена навесного оборудования агрегата (лебедка + кузов-фургон) равнялась стоимость шасси.  

             Договор был, оставалось качественно изготовить и отвоевать рынок реализации АИСов у уже прижившихся установок ЛС-6, ЛСГ-10А. За счет чего побеждать конкурентов, специалисты завода в то время плохо понимали, так как никто из них ни разу не видел скважину «вживую». Но по заверениям специалистов-разработчиков СПКТБ Нефтегазмаша агрегат АИС-1 имел три неоспоримых преимущества перед конкурентами:

1) использование объемного гидропривода, имеющего и реверс и бесступенчатое регулирование производительности насоса

2) лебедка имеет съемные барабаны и может комплектоваться ими до 5 единиц

3) кузов-фургон разделен на 2 отсека: отапливаемый операторский и неотапливаемый лебедочный, чего не было ни у одного конкурента в то время.

Эти преимущества, конечно, вдохновляли коллектив, поэтому уже в мае 1995 года 2 лебедки были готовы для монтажа. Но вот поиски изготовителя кузовов-фургонов хорошего качества затянулись до августа месяца. Зато изготовителя кузовов нашли самого лучшего – Шумерлинский Завод Автомобильных кузовов (КАФ). И подписали с КАФом долгосрочный договор на поставку воинских кузовов-фургонов для агрегатов АИС-1. Была лебедка новой конструкции, был хороший и качественный кузов-фургон. Оставалось только довезти этот агрегат до потребителя. И здесь опять пришел к нам на помощь наш партнер по реализации УралАЗ, предоставив АИСу место на тюменской выставке оборудования нефтегазового комплекса, проходившей со 2 по 5 сентября 1995 года. На выставку мы попали только 4 сентября в 16-00, то есть почти к закрытию (причина – поздняя поставка кузовов-фургонов, только в конце августа). Но место на выставке УралАЗ оставил нам самое «удачное», как раз между ЛС-6 и ЛСГ-10 тюменского производства. И уже утром 5 сентября агрегат АИС-1 посетили полтора десятка сотрудников и специалистов КБ судостроительного завода во главе с главным конструктором. В ходе их обсуждения нашей конструкции стало понятно, что у АИСа будет хорошее будущее, если мы удачно пройдем промышленные испытания, а «не зарежемся как студенты на экзаменах». Случайно опоздали и забрели на выставку в ее последний день мастера НГДУ г. Радужный, которые посвятили не один час обсуждению агрегата АИС-1. Им понравились все новшества агрегата, кроме системы защиты от обрыва проволоки - А это отключение двигателя шасси. Ведь вновь запустить двигатель при зимних температурах севера не всегда возможно. Они посоветовали как можно быстрее пройти промышленные испытания и получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Ведь даже хорошая автоспецтехника без документов, это что «бомж-академик без жилья и работы».

     Опять же с помощью руководства УралАЗа договорились о проведении промышленных испытаний на газовых скважинах самого Уренгойгазпрома. Но вот добраться из Челябинска в Новый Уренгой вдруг стало большой проблемой. Областное ГАИ транзитные номера на агрегат АИС-1 не выдавали из-за отсутствия ОТТС. Но в то же время ОТТС нельзя было получить без акта промышленных испытаний. В Челябинске нет и никогда не было ни газовых ни нефтяных скважин, и чиновники областного ГАИ, конечно, рыть их не собирались, но и транзитные номера не выдавали. Зашли в тупик. Железная дорога до Нового Уренгоя в то время отсутствовала, только до станции Коротчаево, да и автомобильная дорога заканчивалась «зимником», которая была не для трейлера. После трехчасовых суровых споров руководителей завода с руководством областного ГАИ нашлось простое решение – было шасси Урала, был кузов-фургон производства КАФ и все со своими одобрениями, а внутри кузова-фургона была не смонтированная лебедка агрегата АИС-1, а набор железок для транспортирования в кузове-фургоне, на который и выдавались транзитные номера. Теперь хорошо бы читателю ознакомиться с официальным протоколом, составленным после промышленных испытаний в Новом Уренгое, и сделать выводы, кто же «настоящий ребенок лейтенанта Шмидта» или прародитель агрегатов АИС-1.

Протокол опытного образца агрегата для ремонтных и исследовательских работ внутрискважинных работ АИС-1  

г. Новый уренгой                                                                   27 декабря 1995 года           

Межведомственная комиссия в составе:

председателя – главного геолога ПО «Уренгойгазпром»,            Кучерова Г.Г.  

и членов:    

- заместителя главного инженера АО «Челябинский автомеханический завод»               Качалова А.М.  

- ведущего конструктора СПКТБ «Нефтегазмаш»    Вальщикова В.Г.  

-главного инженера Уренгойского газопромыслового управления                      Салихова Ю.Б.  

- главного геолога Уренгойского газопромыслового управления                                    Маринина В.И.  

- геолога 1 категории геологической службы Уренгойского газопромыслового управления  Шарапова В.Б.  

-начальника а/к №4 Автотранспортного предприятия №1 ПО «Уренгойгазпром»         Берсенева В.А.  

назначенная приказом главного инженера ПО «Уренгойгазпром» Ланчаковым Г.А. за  №801 от 22 декабря 1995 года, провела в период с 9 декабря по 25 декабря 1995 года приемочные испытания опытного образца агрегата АИС-1 для скважинных работ.

 

         В результате испытаний установлено следующее:

Раздел 1

1.1. Приемочным испытаниям подвергался опытный образец агрегата АИС-1, предназначенный для проведения скважинных работ с помощью инструментов и приспособлений, спускаемых на проволоке.

1.2. Опытный образец изготовлен АО «Челябинский автомеханический завод» по документации, разработанной СПКТБ «Нефтегазмаш» г. Уфа.

Раздел 2

2.1. Приемочные испытания опытного образца агрегата проводились на пьезометрической скважине №5445 куста 26-н ПО «Уренгойгазпром».

2.2. Перед началом испытаний был проведен контроль состояния опытного образца и комплектности его поставки. Механических повреждений, внешних дефектов металла, покрытий, течи из соединений гидросистемы не обнаружено. В комплект поставки по предварительному согласованию поставщика и заказчика (см. п. 1.1. протокола о техническом сотрудничестве от 29.04.1995 г.) опытный агрегат был поставлен на испытания с двумя съемными барабанами в кассетах без проволоки 1,8 – 2,25 мм, применяемой на скважинах Уренгойского месторождения. Установка барабана на лебедку агрегата и намотка проволоки д=2,2 мм на него производилась путем перемотки ее с установки ЛСГ-10. В дальнейшем в комплект поставки АИС-1 поставщик включает 1 барабан с проволокой д=1,8 мм, второй д=2,2 мм с намоткой не менее 4500 м каждого.

2.3. Испытания агрегата АИС-1 проводились путем спуска шаблона д=32 мм на глубину 2895 метров в дневное время суток при температуре окружающего воздуха -30° по Цельсию. Во время проведения испытаний проводились 4-х кратные операции подъема-спуска шаблона с разных глубин. Спуск и подъем шаблона производился на 2 передаче, при этом на полный спуск было затрачено не более 25 минут. Подъем от 200 метров и от 300 метров до устья производился на минимально-допустимых оборотах барабана лебедки, остальной интервал со скоростью вращения 5-7 м/с. Сбоев в работе лебедки при спуске-подъеме не наблюдалось. Операция по спуску-подъему шаблона постоянно контролировалась приборами отсчета глубины и контроля натяжения проволоки. При этом нагрузка при подъеме шаблона с забоя не превышала 100 кг, при рабочем давлении в гидросистеме не более 30 кгс/см2. После подъема шаблона на устье показания счетчика установились на «0».

2.4. Во время проведения испытаний проверялась работа отопительной системы операторского отсека. При температуре окружающей среды -32° по Цельсию, температура в операторском отсеке не снижалась ниже отметки +24°.

2.5. Механический тормоз обеспечивал эффективное торможение барабана при любых скоростях спуска.

2.6. Общий пробег опытного образца АИС-1 за время испытаний составил: - пробеговые испытания по маршруту Челябинск – Тюмень – Челябинск протяженностью 900 км, в том числе 150 км по грунтовым дорогам; - пробеговые испытания по маршруту Челябинск – Новый Уренгой по дорогам с твердым покрытием и по «зимнику». При этом каких-либо отклонений в работе двигателя и агрегата не наблюдалось.

2.7. Уровни шума и вибрации на рабочем месте оператора соответствуют санитарным нормам. Протокол заводских испытаний агрегата АИС-1 предъявлен приемочной комиссии.

Раздел 3. ВЫВОДЫ. В результате проведенных испытаний, приемочная комиссия установила следующее.

3.1. Опытный образец агрегата АИС-1 для скважинных работ удовлетворяет предъявленным требованиям и технологии скважинных работ при внесении в РКД агрегата следующих конструктивных изменений и дополнений:

3.1.1. Фонарь освещения лебедочного отсека перенести от входа и установить его непосредственно над лебедкой для увеличения освещенности при операции съема и установки барабана лебедки.

3.1.2. Изменить отсчет глубины счетчика при спуске не от 10000 м, а от 0, что позволит иметь на приборе абсолютную величину опускания инструмента и не производить дополнительную операцию по пересчету глубины спуска.

3.1.3. Установить в перегородке лебедочного и операторского отсеков оконный проем с раздвижными стеклами, для облегчения связи оператора за пультом с оператором находящимся на скважине или в лебедочном отсеке.

3.1.4. Для безопасного подъема приборов на последних метрах глубины предусмотреть ручной привод лебедки.

3.1.5. Рукоятку блока управления выполнить с фиксацией положения рычага по типу рукоятки ручного тормоза, что позволит не держать оператора в полном напряжении при спуске-подъеме инструмента из скважины.

3.1.6. Предусмотреть дополнительную очистку поднимаемой проволоки из скважины от нефти и конденсата.

3.1.7. Проработать вопрос механизированной укладки проволоки на барабан.

3.1.8. Исключить из пульта оператора элементы управления двигателем, в том числе дроссельной заслонкой, предусмотрев на этом месте горизонтальный столик для ведения рабочих записей.

3.1.9. Исключить набор малых инструментальных ячеек и заменить цельным ящиком с одной полкой посередине.

3.1.10. Установить фиксаторы в отсеках транспортировки лубрикаторных секций.  

ПРЕДЛАГАЕТСЯ. Рекомендовать агрегат АИС-1 для серийного производства, с учетом замечаний приемочной комиссии.    

 

Председатель комиссии                                         Г.Г. Кучеров

Члены комиссии:              

А.М Качалов, В.Г. Вальщиков, Ю.Б.Салихов, В.И. Маринин, В.Б. Шарапов , В.А. Берсенев            

 

Испытания закончились продажей 20 агрегатов для Уренгойгазпрома. А вот с остальными заказчиками пришлось договариваться очень туго. Потому что все уже приобрели ЛСГ-10, их эта установка устраивала, и приходилось подолгу убеждать специалистов о преимуществах агрегата АИС-1 перед конкурентами. Приходилось доказывать, что АИС-1 – это аналог ЛСГ-10, но только с тремя существенными преимуществами. И так 5 лет непрерывной работы почти со всеми потребителями нефтегазовой отрасли РФ. А результатом этого долгого и упорного труда стала продажа почти 400 единиц, совместно с партнером по реализации УралАЗом. Агрегат АИС-1 сумел пробить себе дорогу к нефтегазовым скважинам!  

 

© 2009 Челябинский завод спецтехники
Быстрое создание сайтов, разработка дизайна.